Официальное информационное агентство Ирана сообщило о том, что причинами крушения вертолета, в котором находилась иранская делегация во главе с президентом страны Эбрахимом Раиси, стали техническая неисправность и плохие погодные условия. Позже стало известно, какая именно винтокрылая машина перевозила самого главного человека страны. И в связи с этим возникает целый ряд вопросов.
Гроб с вертушкой
Согласно информации с авиационного сайта Scramble, у военно-воздушных сил Ирана в наличии имеется пять вертолетов Bell 212. Один из них как раз тот самый геликоптер, что потерпел крушение в минувшее воскресенье рядом с селом Узи в округе Варзакан.
Кадры с места крушения вертолета с Раиси и его сопровождающими
Bell 212 – это двухлопастное двухмоторное детище американской авиационной промышленности. Его вместимость 15 мест.
The Washington Post сообщил о том, что данная машина:
«…является гражданской версией широко используемого еще со времен Вьетнамского конфликта военного вертолета Huey».
Тот вертолет, на котором летел Раиси, предположительно был импортирован в страну в 1994 году. Ему не менее 35 лет. Причем фирма-производитель поспешила откреститься от произошедшей трагедии. Руководство компании упирает на то, что в связи с напряженными отношениями между двумя странами, ее специалисты не были задействованы в техническом обслуживании вертолетного парка страны.
Фото: из открытых источников
«Bell не ведет никакого бизнеса в Иране и не поддерживает их вертолетный парк», — заявило руководство компании-производителя вертолетов.
Запчасти к машинам американского происхождения Иран тоже приобрести не может: санкции. Потому не удивительно, что старый иранский Bell 212, оказавшийся без присмотра специалистов, мог развалиться прямо в воздухе.
Bell — устаревшее наследие
Bell-212 в Штатах был разработан еще в 60-х годах как военная машина. Изначально планировалось пополнять этими вертолетами военный парк Канады, но постепенно они стали популярны у ВВС США. Гражданская версия также была разработана, и на ней, как уверяют историки, любил летать Рейган.
Bell-212
По тем временам вертолет обладал довольно достойными характеристиками: вмещал 15 человек на борту, летал со скоростью до 190 км/ч.
Однако на войне этот вертолет считался крайне уязвимым, и потому довольно часто использовался американским командованием в качестве расходника. Согласно исследованию AirTech, в случае разрушения винтовой системы, вероятность гибели пассажиров и экипажа равна 0,9.
Иными словами, шансов уцелеть практически нет.
Военный летчик, главный редактор портала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко отмечает еще несколько крайне важных деталей в деле о крушении.
Первая касается радара: на упавшем вертолете его не было. Хотя радар в плохих метеоусловиях сумел бы «увидеть» препятствие.
А это тот самый Ми-171, на котором предпочитал летать Раиси
Второй вопрос, которым задается Дрозденко: почему Раиси для данного путешествия выбрал именно американскую «вертушку»? Многие говорят о том, что Bell 212 был его любимым средством передвижения, но есть одно «но»:
«Если смотреть все имеющиеся фотографии, то можно сделать вывод, что Раиси обычно летал на российском вертолете Ми-171, который является обновленной модификацией Ми-8 с радиоэлектронным оборудованием на борту и новыми двигателями. Почему же он в этот раз сел на Bell-212? Непонятно».
Легендарный «Мишка»
Раиси действительно не без причины предпочитал российский Ми-171. Машина по всем параметрам обогнала своих конкурентов. Неспроста за ней в очередь выстроились покупатели из десятков стран, в том числе с презрением относящиеся ко всему русскому американцы.
Предшественник Ми-171 – Ми-8 – во всем мире считается бестселлером среди вертолетов. Его по праву называют «Пчела» или вертолет «ста профессий». В начале 90-х годов он был модернизирован, и таким образом мы получили Ми-171.
Ми-8
Этот геликоптер может дать фору всем конкурентам.
Его создатели оснастили вертолет более мощными двигателями. 230 км/ч – это только его средняя скорость полета. Он способен подняться на высоту 4-5 км.
Внутри свободно могут разместиться до 26 человек, не считая членов экипажа.
Ми-171 не боится непогоды. Шквалистый ветер, пурга, шторм – все это ему нипочем. Ночью и в условиях ограниченной видимости пилотам помогают ориентироваться в пространстве и на местности улучшенная современная авионика и отличный обзор из кабины.
Еще один важный плюс: отечественная «стрекоза» оснащена не лыжами, как забугорные аналоги, а колесами. Благодаря этому она способна приземляться и подниматься в воздух практически с любой поверхности: песок, снег, горная местность.
Военный вариант этого вертолета — Ми-171Ш – поступил на вооружение в российскую армию в 2009-м году. И с тех пор ни разу не подвел и не вызвал нареканий. Он способен переносить 4 тонны груза, 16 бойцов, 12 раненых. Может уничтожать вражеские цели, в том числе бронетехнику.
Ми-171Ш
Есть еще морозостойкий «арктический» аналог «Мишек», который довольно быстро завоевал сердца жителей северных регионов страны.
Кстати, условия пустыни им тоже нипочем. В 2017 году наши американские «друзья» предоставили Афганистану, в то время еще находящемуся у них под пятой, свои UH-60 Blackhawk – «Черные ястребы». Которые, мягко говоря, показали себя не с лучшей стороны в условиях горы-пустыня. Поэтому в 2020 году Пентагон закупил партию российских Ми-171.
Эти вертолеты на самом деле очень неприхотливы, надежны, «живучи». И максимально безопасны.
Понятное дело, что сейчас нет смысла переливать из пустого в порожнее, ведь людей не вернуть. Но все же не дает покоя мысль: если бы Раиси со своими сопровождающими не променял российскую машину, которая тысячекратно доказала свою надежность, на древнюю американскую рухлядь, весь мир сейчас не обсуждал бы трагедию минувшего воскресенья. Одни с недоумением и искренним сочувствием горю всей страны, другие, вроде украинских и израильских СМИ, с нескрываемым злорадством.