Продуктовое мышление: что это такое и зачем на него переходить?

34

Эксперт Андрей Бадин: Россия сильна в проектном подходе, но в продуктовом есть проблемы

Непонимание различий проектного и продуктового подходов зачастую приводит отечественный бизнес к неудачам. И причины здесь во многом кроются в традиционном менталитете россиян.

Продуктовое мышление: что это такое и зачем на него переходить?

Разницу между проектным и продуктовым подходами и необходимость умения быстро переключаться между ними прокомментировал для ИА RuNews24.ru Андрей Бадин, CEO ProductLab, автор продуктовой методологии ProductFocus.

Различия между продуктом и проектом состоят в разности их целей. Так, проект призван решать конкретные задачи, например, отправить человека в космос или провести Олимпиаду в Сочи. Проще говоря, ставится задача, которая реализуется в ограниченные сроки.

Цель продукта — удовлетворение потребностей и желаний клиента. Работа ведется постоянно и трансформируется исходя из задач потребителей и рынка. Иногда в ходе трансформации базовый продукт умирает, а на его месте рождается новый. Залог жизни для продукта – постоянный стабильный рост.

«Россияне исторически сильны в проектном подходе, но слабы в продуктовом, а все дело в нашем мышлении, оно у нас рывковое, геройское. Когда на задачу отведено 10 дней, но мы знаем, что задача на 3 дня, то мы 7 дней будем заниматься чем-то другим. Затем, дойдя до точки кризиса, мы включаем «героя» и вытаскиваем задачу. Когда цель почти достигнута, мы теряем интерес и бросаем дело», — пояснил Андрей Бадин ИА RuNews24.ru.

По словам эксперта, аналогичные выводы содержатся в исследовании Александра Прохорова «Русская модель управления» и книге Александра Аузана «Культурные коды экономики». Авторы тоже ссылаются на историческую память.

«Например: в России короткое лето, и нужно все успеть, а зима длинная и делать нечего, разве что написать «Войну и мир». Ежегодно россияне демонстрируют героизм: вырастить и собрать урожай за лето, накрутить заготовок, а зимой – отдыхать. Вот так на уровне ДНК и сформировалось проектное мышление», — говорит Бадин.

Есть и другое обоснование: в местах с благоприятным климатом главным было умение конкурировать и соблюдать качество. Это Европа, Корея, Китай, где создают продукты мирового уровня. А в местах, где погода не балует, как в России, нужно было уметь не конкурировать, а выживать. Поэтому приоритетно и развивались другие качества, в частности, героизм и изобретательность.

Продуктовое мышление отличается от проектного долгосрочным стратегическим планированием. В приоритете — не сроки, деньги и ТЗ, важно, сколько продано единиц продукта, какая будет выручка и станет ли он номером один на рынке. Поэтому продуктовое мышление задается другими вопросами:

  • Какие потребности у клиента?
  • Что будет пользоваться спросом исходя из этих потребностей потребителей?
  • Как зарабатывать больше?
  • Как стать лидером и удерживать эту позицию?
  • Как перейти к продуктовому мышлению?

Переход от проектного к продуктовому мышлению — стратегическая трансформация, влияющая на успешность и конкурентоспособность компании в перспективе. Для перехода на продуктовое мышление эксперт рекомендует применить 5 шагов:

  1. Переосмыслите культуру компании. Сформируйте у сотрудников понимание продуктового мышления как приоритета в противовес доминирующему проектному. Это включает акцент на потребностях пользователей, рыночной гибкости, открытости к изменениям и умении выбрать правильный тренд.
  2. Проанализируйте, что мешает новой продуктовой культуре: что не так в системе принятия решений, в оргструктуре, в процессах создания и развития продуктов. Спроектируйте новый продуктовый ландшафт: новую систему принятия решений по продуктам, новую оргструктуру, где продуктовые команды более автономны и есть люди, которые отвечают за продакт менеджмент, новую продуктовую методологию компании.
  3. Проведите обучение топ-менеджмента и наиболее продвинутых продуктовых команд современному продакт менеджменту, желательно в режиме акселератора, чтобы это было не просто обучение, а реальная проработка текущих и новых продуктов через ключевые инструменты.
  4. На основе пройденного обучения создайте свою методологию создания и развития продуктов, которая будет отражать то, что составляет основу продуктового мышления. Это исследование клиентского опыта, анализ рынка, конкурентов, трендов, создание MVP и быстрый вывод продукта на рынок. Также в концепцию следует включить бизнес-модель и юнит-экономику, сегментацию и позиционирование, поиск ProductMarketFit, продуктовую стратегию, OKR, Agile и Kanban, GrowthHacking, AI в создании продуктов.
  5. Дальше можно запускать массовое обучение по методологии всех, кто связан с созданием и маркетингом продуктов. В ходе процесса методологию нужно адаптировать и постоянно развивать.

Последовательно делая указанные шаги, компания сможет перейти от проектного к продуктовому мышлению, создавая продукты, ориентированные на пользователя и формируя интерес рынка. Для этого идеально подходит методология ProductFocus, архитектурно гибкая для внедрения новых фреймворков и одновременно — фиксации наработок наравне с устоявшимися методами.