Особенности и основные этапы разработки ПО

26

Сегодня в мире тысячи программ и приложений, имеющих разное назначение. Главная задача любого ПО – решение потребности конкретной целевой группы. Однако разработка софта – сложная работа. Для ее выполнения требуется квалификация, опыт, знания со стороны разработчиков. При этом речь не только в сложности кода конкретного языка программирования. Любое веб-приложение или прикладная программа должна быть удобной, практичной, функциональной и интуитивно понятной.

Любая программа должна иметь преимущества, быть реализованной в короткие, оговоренные сроки. Это важно, чтобы конкуренты не смогли перехватить инициативу. Ведь если процесс разработки и тестирования затягивается, момент благоприятного выхода на рынок может быть упущен. Особый момент – функционал. Ведь разработка программного обеспечения должна решать проблему целевой аудитории. В таком случае софт будет востребован, станет популярным среди активных пользователей.

Главные этапы разработки ПО и особенности их прохождения

Чтобы получить результат, составляют план четких действий. Это имеет особое значение, для чего разработаны разные модели жизненного цикла. Каждая из них применяется при разработке конкретного софта, имеет преимущества. Точный порядок разработки может отличаться, что зависит от потребностей и масштабов.

Важно понимать, что разработка программного обеспечения — это процесс, при помощи которого потребность ЦА удовлетворяется конкретным программным продуктом. Существуют определенные стадии разработки программного обеспечения, которые позволяют создать программу в предельно короткие сроки. Для лучшего понимания, рассмотрим этапы более подробно. Это позволит понять, на чем важно сделать акцент при разработке софта.

Пять этапов разработки ПО

Для начала рассмотрим жизненные этапы разработки ПО, которые обозначаются аббревиатурой SDLC (Software development lifecycle). Это определенный цикл, состоящий из 5ти этапов, через которые проходит любая программа при разработке.

1. Сбор требований и их анализ

Самый ответственный, важный этап, от которого зависит успех программного обеспечения. Специалисты собирают первичные данные, что позволяет создать основу. Параллельно анализируются риски, связанные с проектом. Это определяет возможность использования разных технических подходов, в основе которых лежит минимизации финансовых расходов.

Специалисты создают макеты и прототипы, определяют требования к проекту. Следующим шагом данного этапа является документирование требований со стороны клиента. Это дает полную правовую защищенность обеих сторон — разработчика и заказчика. В документе прописываются требования, которым должен соответствовать софт.

Чаще всего для этого разрабатывается SRS (Software Requirement Specification) – документ, в котором содержатся основные требования, которые предъявляются к программному продукту. Разработчикам важно точно выявить желание клиента, определить сроки разработки проекта. Здесь главная проблема — многостраничный список требований. Для их решения необходимо тесное взаимодействие с заказчиком, акцент на высокоуровневых требованиях.

2. Разработка дизайна для программного продукта.

Создаваемый софт должен быть не только функциональным, но также удобным, понятным для пользователя. Для этого требуется правильно разработать архитектуру, способ представления программы, его пользовательский интерфейс, графическое решение. Особое внимание нужно уделить дизайну, где ориентируются на Software Requirement Specification (сокр. SRS).

SRS – документ, в котором закрепляется перечень требований и свойств, которые предъявляются к правильной, корректной работе программы. Разработчиком и дизайнером нужно понять, в какой форме должен быть представлен продукт. Сделать это непросто. Сам заказчик зачастую не знает этого, полагаясь на опыт, квалификацию программистов.

Для этого обычно каждый из разработчиков предлагает свой подход. После все документируется в DDS (Design Document Specification). Далее информация анализируется, выявляются требования и связи архитектурного модуля продукта с внешними модулями. Чтобы добиться успеха, важно иметь в команде грамотных лидов, способных предложить оптимальную архитектуру на основе опыта выполнения аналогичных проектов.

3. Непосредственная разработка программного обеспечения

После того, как разобрались с архитектурой, согласовали функционал, дизайн и концепцию, приступают к разработке софта. Пишут программный код, выполняют сборку, последовательно создают необходимые модули и фичи согласно утвержденному DDS. Практика доказывает, что чем более четкими являются требования в Design Document Specification, тем лучше происходит имплементация.

Рассмотрим трудности, с которыми сталкиваются разработчики на данном этапе.

  • Слабая коммуникация между членами команды. Особенно важно согласованность всех действий. Для этого разработчики регулярно должны встречаться, обсуждать работу, предлагать новые идеи, стремиться оптимизировать затраты сил, времени.
  • Желание заказчика ускорить разработку ПО. Зачастую клиент не понимает, что разработка программного обеспечения — сложная, многоуровневая задача. Ее нельзя решать в спешке. Ведь в спешке могут быть недоработаны разные аспекты, возникать багги, в результате чего софт не будет удовлетворять заказчика. Здесь руководитель проекта должен настоять на своем. Аргументировать, обосновать сроки.
  • Добавление в программу новых фич. В 90% случаев заказчик желает добавить новые функции, не оговоренные изначально в ТЗ. Это приводит к сдвигу сроков сдачи работы. Необходимости выделения дополнительного бюджета. Этот вопрос согласовывают заранее. Это позволит избежать недопонимания.

4. Тестирование продукта

После разработки софта, специалисты приступают к тестированию. Этот процесс затрагивает все этапы жизненного цикла. Все баги и недочеты фиксируются, регистрируются и отслеживаются. Недочеты исправляются, программный продукт тестируется заново. Это процесс происходит до тех пор, пока готовый информационный продукт не достигнет тех стандартов качества, которые прописаны в SRS.

Здесь начинает активно действовать команда автоматизаторов, тестировщиков. Главная сложность этого этапа – время, необходимое на выявление причин багов. Поиск ошибок в коде — сложная задача. Тестирование лучше проводить параллельно с разработкой. Это позволит не возвращаться к ним после запуска ПО.

5. Внедрение и поддержка продукта

После устранения всех багов, ПО выходит в релиз. Начинается поэтапное внедрение программы согласно выбранной бизнес-стратегии. Изначально софт может быть выпущен в ограниченном сегменте, протестирован в конкретной бизнес-среде. Для этого выполняют UAT-тестирование (User Acceptance Testing). В его основе — получение реальных отзывов со стороны.

Это позволяет проанализировать обратную связь, увидеть недочеты, произвести улучшение продукта. В дальнейшем, после выпуска продукта на рынок, к работе подключается команда специалистов поддержки (Support команда).

Иногда заказчик предпочитает устанавливать сервера приложений в своей внутренней сети, а не в Google, Azure или AWS. Менеджер должен заранее проинформировать клиента о том, что команда разработчиков не сможет таком случае гарантировать стабильную работу ПО.

Пример жизненного цикла разработки программного обеспечения

Данные этапы разработки ПО выполняются в рамках каскадной («водопад») модели. Она является распространенной, востребованной. Существуют и другие — итерационная, спиральная, гибкая (Agile Model), быстрая (RAD Model), прочие.

Выбор конкретной модели жизненного цикла остается за командой разработчиков. Заказчику важно получить результат. Механизм разработки и внедрения продукта его обычно интересует мало.