«Ночная власть» на Кавказе: У России два пути для борьбы с радикальным исламом. Какой выбрать?

17

События 23 июня в Дагестане требуют не только описания или негодования, но и анализа. С начала этого года это уже как минимум четвёртая резонансная вооруженная выходка исламистов в России.

«Ночная власть» на Кавказе: У России два пути для борьбы с радикальным исламом. Какой выбрать?

Сначала был кровавый теракт в «Крокусе», после него – нападения на полицию в Карачаево-Черкесии в апреле. В июне сразу два происшествия – захват заложников бородачами в СИЗО-1 Ростова-на-Дону и атаки в Дербенте и Махачкале. Потому стоит хотя бы в общих чертах вскрыть причины нового подъема исламского экстремизма в России.

Свидетельства Маркова

Мы не будем отрицать вероятную причастность к «акции» западных сил. Другое дело, что внешний враг есть всегда, а следует понять не только его козни, но и факторы внутри страны, способствующие проявлению зла.

Дагестан не первый день и не первый год попадает в сводки террористических инцидентов. Если волны ваххабизма и прочего джихадизма из 1990-х и нулевых схлынули, то теперь поднимает голову новая «поросль».

«Ночная власть» на Кавказе: У России два пути для борьбы с радикальным исламом. Какой выбрать?

Сергей Марков знает о многом

О ней, например, рассказал известный политолог Сергей Марков. Он вернулся из поездки на Северный Кавказ и заметил, что представителей «новых» движений можно даже видеть на улицах вечерами. Но они почему-то не считаются даже радикалами.

«Уважаемые люди рассказали, что они проводят там сейчас такие демонстрации, призванные показать их власть. Вечерами на центральные улицы выходит группа женщин, человек пять в хиджабах и пара человек в никабах», — отметил он у себя в ТГ-канале.

Этих женщин сопровождают по пять-десять мужчин-«бородачей». Сам Марков назвал это «ночной властью» в Дагестане.

«Ночная власть» на Кавказе: У России два пути для борьбы с радикальным исламом. Какой выбрать?

Эту синагогу Дербента варвары сожгли

Характерно, что местные жители, особенно в возрасте, совершенно без радости относятся к подобным «молчаливым манифестациям». Их боятся.

Новая ненормальность

Даже на Кавказе, хлебнув и девяностых, и «религиозного возрождения» (ислама, естественно), стали добром вспоминать поздний СССР с его куда большей рациональностью в отношениях и значительно большей безопасностью. И даже хиджабы и никабы (вообще-то прибывшие с Ближнего Востока), там уже не совсем в чести.

«Новой нормальностью» в республике стали и очень специфические организационные структуры. Это так называемые «клубы добра». Они созданы салафитами (так именуют все течения радикального ислама). Они и являются рассадниками дремучих практик с Ближнего Востока, которые ныне уже и в Средней Азии не находят понимания у элит.

«Оттуда идёт экспансия никабов и хиджабов, — замечает всё тот же Марков. – Это пора прекратить, закрыть все полулегальные структуры, откуда идёт вербовка».

Неприятно, но факт: эти полулегальные структуры не считаются экстремистскими.

«Ночная власть» на Кавказе: У России два пути для борьбы с радикальным исламом. Какой выбрать?

Кто здесь власть?

Первым «номером» оживившегося салафитского подполья стал инцидент в аэропорту Махачкалы в октябре 2023 года. Тогда, напомним, взбесившиеся радикалы, по сути, оккупировали лётное поле аэропорта, разыскивая в самолёте из Израиля евреев даже в турбинах.

Инцидент спустили на тормозах, а виновных должным образом не наказали. Хотя в тот момент именно местные радикалы показали, что они здесь власть. Как заметил один из политологов в телеграм-канале:

«Полицию и Росгвардию толпа гоняла как курей по аэродрому».

Марков указал: не заметить этот инцидент было в тот момент, по сути, политическим решением. Здесь логика понятна: зачем устраивать конфликт в разгар СВО? Однако это дало свои плоды, ибо нет ничего хуже безнаказанности.

«Ночная власть» на Кавказе: У России два пути для борьбы с радикальным исламом. Какой выбрать?

Накрыть террористические ячейки — только часть работы

Политолог полагает, что власть должна выбрать между двумя моделями контроля за исламом. По первой, власть жёстко пресекает все отклонения от традиционного ислама, Марков условно назвал её азербайджанской.

Вторая модель – где власть возглавляет исламизацию и сама служит ей примером. Это случай Чечни и Саудовской Аравии. Марков призывает власти Дагестана определиться с «моделью».

Исламизм – неотъемлемая часть России?

Но даже это станет лишь отправной точкой в деле большой-большой работы государства. И не только на Кавказе, кстати. Почти по всей стране. Журналистка Анастасия Миронова у себя в ТГ не раз отмечала, что радикальный исламизм в современной России де-факто институционализирован. Т.е. де-факто стал устойчивой частью общества и по сути частично легален.

«Написала для канала «360°» текст про историю институциализации в России ваххабизма. Началась она, когда распался СССР, а РФ стала принимать таджикских «вовчиков» — потерпевших поражение в их гражданской войне. Так тогда именовали ваххабитов. Крестьян, которые сошли с гор, и которым раздали оружие из Афганистана», — напомнила она историю ваххабизма в России.

«Ночная власть» на Кавказе: У России два пути для борьбы с радикальным исламом. Какой выбрать?

Таджикским дехканам и впрямь нелегко живётся

Потом были террористы, бежавшие из Ферганской долины (Узбекистан), когда режим Каримова стал их одолевать. После была Чечня. Татарских имамов в Тюмени и Кургане выдавили радикалы из Казахстана, прошедшие обучение в Саудовской Аравии.

«В это же время государство завозило для этих имамов паству, сделало безвиз со странами Центральной Азии. В Средней Азии уже вовсю давили экстремистов, запрещали никабы, насильно брили бороды — эти люди поехали в Россию», — продолжает Воронова.

И в 2010-х годах в России обосновался почти легальный ваххабитский ислам. Его легализации помогает коррупция в самых разных регионах.

«Ночная власть» на Кавказе: У России два пути для борьбы с радикальным исламом. Какой выбрать?

Интересно, кто заправляет в питерской мечети?

Местные элиты заигрывают с радикалами, с мигрантскими диаспорами, так как «рука руку моет». Более того, по данным Мироновой, местные власти в том числе и в далёких от Кавказа регионах выделяли деньги на подготовку сельских имамов в… радикальных мечетях. 

Пора наступать, а не наблюдать

Окончательной медийной легализации «героев» послужили ряд видов спорта, например MMA. Кстати, в республиках Средней Азии ММА клубы находятся под таким же колпаком спецслужб, как и мечети.

В общем, круг вопросов, требующих решения, весьма велик. И работы тут хватит на десять лет кропотливой работы всех: полиции, ФСБ, педагогов, тренеров, имамов и священников других религий, специалистов по надзору за мигрантами, рядовых граждан (быть бдительными нужно всем)… Главное – признать проблему, определить способы решений и не отступать в борьбе с ней.

«Ночная власть» на Кавказе: У России два пути для борьбы с радикальным исламом. Какой выбрать?

 Свято-Успенский собор в Махачкале, пострадавший от налёта террористов

На кону – сама Россия. Враг действительно не дремлет и когда надо подпитывает любое зло. К сожалению, начало СВО на Украине привело не только к патриотическому подъему, но и к активизации подонков, для которых наша Родина – просто большое недоразумение истории.