В преддверии летнего сезона многих россиян заботит вопрос, как сделать недорогой и качественный ремонт у себя на даче или в городской квартире? Как выбрать подрядчика для ремонта, ведь подобные услуги предлагают сотни организаций и частных лиц.
Чем обычно руководствуется заказчик, выбирая подрядчика для строительства или ремонта? Слышал ли он (заказчик) о соблюдении строительного цикла и СНИПе (строительные нормы и правила)? Полагаем, что, конечно, кое-что слышал, но в представлении большинства эти понятия причисляются к области крупного домостроения. Когда речь идет о строительстве дачи или ремонте квартиры, где все, с виду, просто и даже можно сделать своими руками, вникать в СНИП никто не желает.
Вот и напрасно. Получается, что подрядчика или, что проще, бригаду строителей, выбирают исходя из предлагаемой цены, оперируя таким чисто русским словообразованием, как «евроремонт». Под ним заказчики подразумевают, в первую очередь, качество выполняемых работ, а рабочие – импортные или сделанные в России по зарубежной технологии строительные материалы.
Так что такое евроремонт? В строительной индустрии такое понятие или определение отсутствут. Мало кто из нас знает, что СНИП, к примеру, подразумевает три уровня отделки помещений: простую, когда надо «накидать и разровнять», улучшенную, где ровные стены и потолок не предусматриваются и высококачественную, с четко определенными требованиями к отделке. Желая сделать качественный и недорогой ремонт, заказчик, тем не менее, имеет в виду отделку только высококачественную.
Долговечная и хорошо выполненная отделка напоминает слоеный пирог из разных материалов, уложенных в определенном порядке и в требуемых пропорциях, да, к тому же, идеально ровно. Что же происходит на самом деле? В ходе ремонта основные затраты идут на скрытые работы, которые на внешнем виде никак не отражаются. Допущенная при этом халтура на первых порах заказчику будет незаметна. Поэтому соблюдать технологический цикл подрядчику не выгодно.
При этом халтурщиков мало что беспокоит. Для снижения цены и привлечения клиентов многие ремонтные фирмы смахнут не дрогнувшей рукой половину технологического цикла, не поставив в известность заказчика. Бывают случаи простого обмана – работы ведь скрытые. А когда кафель начнет отваливаться или стена промерзать, на все вопросы найдут оправдание своей непричастности: дом садится, плитка бракованная, гипсокартон всегда трескается, давление воды в магистрали подскочило и т.д. и т.п. Халтурщикам не занимать фантазии.
Чтобы привлечь клиента низкими ценами недобросовестные фирмы готовы даже заменить в смете высококачественную отделку на улучшенную со всеми вытекающими для заказчика негативными последствиями.
Что в такой ситуации делает заказчик работ? Обычно с недоделками и огрехами мирится, считая, что выиграл в цене. Этот «недорогой» ремонт на самом деле ему обошелся достаточно дорого, так как он заплатил за невыполненную работу и исправление допущенных ошибок. Другого заказчика и вовсе обдурили. Некачественная работа оплачена им по завышенной цене.
Бывает, что за качество строительных и ремонтных работ и спросить некого. На месте за проверку качества выполненных работ должен отвечать прораб, но на практике – она на совести простого рабочего.
Подобный упрощенный подход к недорогому строительству и ремонту ведет к поощрению неквалифицированного труда, развращает строителей и расширяет число халтурщиков. Они уже отвыкли от добросовестной работы и пользуются тем, что их рынок огромен и готовые выложить за обман свои деньги всегда найдутся.